Изображение от rawpixel.com на Freepik
В современном быстро меняющемся цифровом мире поддержание актуальности веб-сайта имеет решающее значение для бизнеса. Устаревший веб-сайт может отпугивать посетителей, негативно влиять на пользовательский опыт и SEO и наносить ущерб репутации компании в Интернете.
В этой статье мы рассмотрим, как определить, устарел ли ваш сайт, нужен ли сайту редизайн или модернизация. Рассмотрим такие аспекты, как дизайн, функциональность, контент, SEO, технические компоненты и внутренние требования.
Дизайн
Примеры устаревшего дизайна
Рассмотрим, какие варианты дизайна сейчас неактуальны.
Дизайн 90-х
Дизайн веб-сайтов в 1990-х годах отличался значительно более простым видом по сравнению с современными стандартами. Разработчики сталкивались с ограниченными техническими ресурсами и неопытностью в создании визуальных интерфейсов для онлайн-платформ.
Так, например, выглядели сайты на заре интернета, 30 лет назад.
В любом случае, подобный дизайн можно смело считать устаревшим.
Дизайн 00-х
Дизайн веб-сайтов в нулевых годах отражал быстрое развитие технологий и нестабильность визуальных трендов. Вот несколько характерных особенностей дизайна сайтов в этот период:
- Цвет. Сайты того времени были часто перенасыщены яркими цветами. Часто встречались даже конфликтующие цветовые сочетания.
- Графика и анимация: Сайты того времени обычно переполнены графикой, баннерами, анимированными GIF-изображениями и флэш-анимацией. Эффекты мерцания и мигания были довольно широко распространены.
- Фоновые изображения и паттерны: они могли быть сложными и разнообразными, что иногда затрудняло чтение текста и восприятие информации.
- Табличная верстка.
Такое оформление также можно без сомнений считать устаревшим.
Конец нулевых и начало 10-х
В нулевых и начале 10-х был популярен скевоморфизм: стиль, в котором элементы интерфейса отображали визуально похожими на их аналоги в реальном мире. Скевоморфизму в чистом виде присущи объемные кнопки, реалистичные текстуры, блики, отражения, имитация физических действий (например, кнопка «нажимается» при клике). На данный момент скевоморфизм уступил место более лаконичным, плоским стилям. Однако он сохраняется в тех тематиках, где важно погружение, реалистичное взаимодействие с интерфейсом – например, в игровых интерфейсах. Ниже в галерее можно посмотреть примеры сайтов в стиле скевоморфизм.
В тот период появилось много сайтов с такими “пухлыми” глянцевыми кнопками. Все это сейчас уже не очень актуально. Ниже еще несколько примеров сайтов с устаревшим дизайном.
Также существовали сайты на платформе Flash, которая позволяла создавать сложные анимации и взаимодействия. Однако, несмотря на популярность среди разработчиков, эта технология уступила место другим, и сейчас сайты, построенные на Flash, можно считать устаревшими.
Дизайн 10-х
Начало 10-х – появление минималистичного Flat дизайна. Все элементы интерфейса упрощаются, кнопка – это просто плоский прямоугольник, как правило однотонный. Акцент на типографику, много «воздуха» в дизайне, чистые цвета.
И вот такой стиль уже сложно назвать однозначно устаревшим. Он в значительной степени зависит от того, как он реализован: многие работы в этом направлении могут показаться лишенными вдохновения и скучными, но также есть замечательные и захватывающие проекты, которые по-прежнему остаются актуальными и сегодня.
Кроме того, многое зависит от тематики. В низкоконкурентных областях допустимо использование обычного плоского дизайна без дополнительных фишек, и это может сработать. В более конкурентных областях, вероятно, потребуется более глубокая доработка для привлечения внимания.
Ниже пример плоского дизайна: стиль устарел, но для данной тематики он может еще неплохо работать. Однако видим, что сайт скучноват, есть проблемы с адаптивностью: на широких экранах кнопки становятся просто огромными. То есть желательно уже задуматься о редизайне, особенно если наблюдаются проблемы с поведенческими факторами.
С плоским стилем дизайнеры быстро заскучали, и создали Material design – вернули тени и глубину, добавили микроанимации. Сайты в таком стиле до сих пор актуальны. Даже если они не на острие трендов, такой дизайн пока еще хорошо работает, особенно в соответствующих тематиках.
Также можно считать дизайн устаревшим и требующим обновления в следующих случаях:
- в дизайне нет целостности, элементы разных стилей сочетаются неорганично;
- дизайн слишком простой, нет идеи;
- проблемы с версткой, отступами, слишком большое количество шрифтов, некачественные мутные изображения и др.
Еще примеры устаревшего дизайна:
Примеры актуального дизайна
Что же сейчас актуально? Многие современные направления заимствуют элементы старых стилей, переосмысляя и дополняя их. Например, неоморфизм – стиль, объединяющий минималистичность flat и material, но добавляющий осязаемость и реалистичность скевоморфизма. Глассморфизм тоже по сути является попыткой создать минималистичный, но при этом объемный дизайн. Брутализм обращается к стилистике 90-х: черные тени, грубые иконки, чрезмерно яркие цвета.
Как уже написано выше, нужно учитывать тематику сайта, конкурентность. Иногда определить, актуальна ли стилистика сайта под силу только опытному специалисту.
Ниже примеры того, что актуально сейчас:
Минимализм
Типографика
Иллюстрации
Анимации и микровзаимодействия
ai.bnviit.com
www.wonderlandindustry.com
samolet.ru
Переосмысление трендов 90-х,брутализм
3D иллюстрации и иконки
Градиенты, прозрачность, шум
Функционал
Если на сайте не хватает основных функций, которые ожидают пользователи, такой сайт можно считать устаревшим. О каком функционале идет речь? Большинство пользователей ожидают, что в 2023 году на сайте:
- есть адаптивность, т.е. он адекватно отображается на мобильных устройствах, планшетах и декстопах;
- имеет удобные формы заявки;
- для связи указаны кликабельный номер телефона, ссылки на мессенджеры;
- удобная корзина;
- есть интеграция с социальными сетями.
Требования к функционалу значительно разнятся в зависимости от тематики и от конкурентности сайта. Но все пользователи ожидают интуитивного интерфейса, быстродействия и современных решений.
Технические проблемы
Технические аспекты вашего веб-сайта играют жизненно важную роль в его производительности и пользовательском опыте.
Какие проблемы могут быть:
- CMS сайта уязвима к атакам и взломам. Такое бывает, если версия давно не обновлялась, например. В такой ситуации сайт может часто подвергаться атакам злоумышленников. После взлома сайт используется для фишинга, рассылки спама, показа рекламы, распространения вирусов.
- CMS не позволяет вносить правки. Например, Вам требуется функционал интернет-магазина, но на имеющейся CMS это реализовать невозможно или слишком дорого.
- Медленное время загрузки – еще один показатель устаревшего сайта. Сегодня пользователи ожидают, что веб-сайты будут загружаться быстро, а медленная загрузка сайта может привести к более высокому показателю отказов.
Если столкнулись с подобным – сайту требуется доработка.
Контент и SEO
Если сайт существует давно, на нем могут сохраняться статьи, оптимизированные для давно неактуальных алгоритмов ранжирования. И сейчас такие статьи могут оказаться переспамленными, что приведет к пессимизации сайта.
На данный момент важно, чтобы контент был актуальным и полезным пользователям. Поэтому необходимо постоянно дорабатывать тексты на сайте, убирать переспамленные бесполезные статьи, добавлять новую своевременную информацию.
Внутренние требования бизнеса
Иногда сайт может оказаться устаревшим по причине изменений внутри бизнеса. Например:
- у компании новая айдентика, изменился брендбук и т.п.
- значительно расширился ассортимент;
- структура сайта разрослась и стала чрезмерно сложной;
- компания меняет позиционирование, и сайт больше не соответствует целевой аудитории.
В остальном сайт может быть вполне конкурентоспособен, но придется переделывать.
Что делать?
В зависимости от обнаруженных проблем, следует провести следующие действия:
- Аудит юзабилити. Если дизайн остается актуальным, а технические проблемы не столь очевидны, рекомендуется начать с аудита юзабилити. Этот этап включает в себя проверку функционала, работоспособности всех элементов сайта, сравнение с конкурентами. После аудита будут выявлены конкретные проблемы, возможно, достаточно будет лишь точечно доработать функционал или дизайн, и не прибегать к полному редизайну.
- Редизайн. Если на сайте устаревший визуал, проблемы с навигацией, необходим редизайн. Желательно привлечь к работе специалиста по UX или юзабилити, маркетолога, чтобы сразу разработать эффективную структуру.
- Техническая модернизация. Если проблемы по большей части технические, можно провести техническую модернизацию. Она может включать редизайн, а может и нет, если дизайн актуален.
- Переработка контента. Переспамленные статьи, а также неэффективный контент, который не приводит посетителей, лучше удалить. Также необходимо инициировать процесс переработки и добавления контента.
Что будет, если не обновлять сайт?
- Неактуальный дизайн и устаревший функционал могут оттолкнуть потенциальных клиентов и пользователей, снизится количество заказов и других целевых действий.
- Ухудшатся поведенческие характеристики сайта (отказы, глубина просмотра, время на сайте).
- Просядут позиции сайта в поиске.
- Снизится отдача от рекламы (например, в Директе).
Все это может оказать негативное влияние на ваше онлайн-присутствие и бизнес в целом. Регулярное обновление вашего сайта поможет вам оставаться впереди в цифровом мире и обеспечит положительный опыт для ваших посетителей.
В статье использованы скриншоты случайных сайтов из интернета (часть скриншотов получена с помощью сервиса Wayback Machine). Скриншоты приведены в информационных целях.